Съемка диалога: как режиссеры и операторы выстраивают мизансцены в кино
Хорошо написанный и переданный текст помогает:
- избежать лишних визуальных и закадровых подсказок;
- развивать сюжет, создавать динамику, которая может привести к неожиданным сюжетным поворотам и раскрытию интриги (загадки);
- сделать повествование естественным и понятным;
- раскрыть характер каждого персонажа, понять эмоции, мотивы и цели.
Съемка диалога – технически сложный процесс, требующий тщательной подготовки, учета особенностей игры актеров и работы операторов, использования качественного оборудования, правильного монтажа и звукового оформления. Даже незначительные ошибки в постановке могут сделать мизансцену перегруженной, неубедительной и скучной.
Как снимают диалоги в кино? Процесс разделен на несколько этапов:
- Работа над сценарием. Предстоит прописать реплики, выделить подтекст, определить ритм и динамику, написать ремарки для определения эмоций и действий героев.
- Раскадровка и визуализация разных ракурсов и планов, определение точек съемок.
- Постановка сцены и выбор света. Предстоит установить осветительные приборы Dedolight 400w или Arri 2000w, создать определенную атмосферу на площадке, принять ряд операторских решений, выбрать направление движения камер и пр.
- Работа с актерами. Режиссер помогает понять контекст, эмоциональные нюансы, отработать диалоги и реакции.
- Запись и обработка звука.
После съемок выбирают лучшие кадры, корректируют ритм сцен и добавляют шумы, звуковые эффекты, музыку.
Читайте также: Закадровое озвучивание фильмов: технологии и методы звукозаписи, правила дубляжа
Предварительный этап: подготовка к съемкам диалогов
Съемочной команде предстоит проработать сценарий, выбрать локацию для съемок и определить ключевые моменты сцен.
Работа со сценарием и репетиция актеров
Одним из ключевых этапов подготовки диалоговых сцен становится анализ сценария. Над ним трудится целая команда, состоящая из сценаристов, режиссера и актеров. Всем вместе предстоит понять:
- основную идею сцены и ее место в общем сюжете;
- конфликт, который лежит в основе диалога;
- мотивацию каждого персонажа;
- подтекст и эмоциональные аспекты;
- взаимоотношение героев.
Необходимо разобрать динамику мизансцены, выявить и передать двойные смыслы. Команда анализирует паузы, выбирает места для смены темпа речи, а также реакции героев. В ходе репетиции с актерами оттачивается подача реплик, прорабатываются интонации, мимика, жесты, взаимодействие меду персонажами. Актеры пробуют разные эмоциональные оттенки, при необходимости корректируют диалоги. Режиссер помогает передать скрытые эмоции, следит, чтобы диалоги были живыми, убедительными.
Отдельно отрабатывают движения и контакт между актерами, которые должны еще и правильно использовать пространство.
Какой должна быть локация
Группа выбирает место, которое особым образом влияет на восприятие диалога. Для усиления эмоционального фона используют:
- Освещение. Необходим естественный и искусственный свет. Важны направление и интенсивность потока.
- Звук. Принимают во внимание шумы окружающей среды, используют эффект реверберации. При необходимости дополнительно записывают и используют звуки.
При выборе локации оценивают особенности площадки. Важно, чтобы было достаточно места для размещения съемочной группы, актеров, реквизита и мебели, камеры, аксессуаров и пр.
Раскадровка
Одним из важных этапов становится планирование ракурсов и кадров. Оператору и режиссеру необходимо будет понять, как именно снимать диалоги для передачи динамики и эмоции персонажей, а также определить:
- планы (общий, средний и крупный);
- направление движения камеры;
- углы съемки.
Команде необходимо визуализировать сцены и выделить ее ключевые моменты. Чтобы этого достичь, используют эскизы раскадровки. Они помогут представить общую композицию, выделить моменты, которые требуют особого внимания (жесты, паузы, взгляды, реакция и другие моменты, усиливающие драматизм).
Визуальный язык диалога: композиция и ракурсы
Некоторые приемы делают диалоговые сцены максимально интересными.
Правило «восьмерки» или 180 градусов
Это базовое правило кинематографа. Гласит о том, что в процессе съемок диалога двух персонажей камера не должна пересечь воображаемую линию этих лиц. Масштаб плана и точка съемки могут быть изменены, но направление взглядов героев – нет.
Используемый эффект позволит зрителям не терять ориентацию в пространстве, синхронизироваться с невидимыми действиями и движениями актеров, которые происходят за кадром.
Ракурс съемок может быть изменен, но на кадрах герои должны оставаться на своих местах: один – слева, другой – справа. Именно так и происходит во время ссоры между героями Скарлетт Йоханссон и Адамом Драйвером в ленте «Брачная история». Камера не пересекает воображаемую линию взаимодействия. Ее находят так:
- два персонажа не двигаются (стоят на месте) или герой взаимодействует с объектом – линия между ними;
- актер перемещается – в фокусе направление его движения;
- человек выходит из кадра, но после появляется снова – воображаемая черта расположена между сценами.
В качестве примера можно привести фрагмент из фильма «Звездные войны. Атака клонов», когда происходит батальная сцена. В кадре клоны всегда атакуют слева, дроиды же двигаются справа.
Какие используют виды планов в кино
Для передачи эмоций используют такие виды планов:
- Крупный. Используют специальную операторскую технику, которая позволит передать внутреннее состояние персонажей. В центре эмоции, драматические, эпохальные и напряженные моменты.
- Средний. Позволяет добиться баланса между языком тела и мимикой, что часто применяют в диалогах.
- Общий. Показывает окружение и взаимодействие персонажей.
- Детали. В фокусе важные объекты, указывающие на символику и эмоциональную составляющую.
Выбирают ракурс в зависимости от состояния персонажей и контекста сцен. В моментах сильного напряжения или переживаний используют крупный план. Для передачи движения или взаимодействия между людьми или объектами предпочтителен средний или общий.
Линия взгляда в кино
Правильная расстановка актеров в кадре напрямую влияет на восприятие сцены. Линия взгляда поддерживает логическую связь между персонажами, помогает зрителю мысленно перенестись в кадр.
Нарушение линии взгляда дезориентирует аудиторию.
Для создания напряжения используют взгляды вне кадров и намеки на то, что за сценой присутствуют скрытые элементы. Диагональные линии добавляют динамики, прямые же – указывают на уверенность и стабильность героя.
Перебивки
Чтобы снимать диалоги как Тарантино, используют разные приемы. К таким относят неожиданные вставочные кадры или перебивки, которые делают сюжет ритмичным. Прием направлен на усиление эмоций, передачу определенной информации, исключение монотонности.
К числу перебивок относят:
- реакционные кадры – позволяют понять реакцию персонажа на определенные действия;
- крупные планы и акценты на деталях – указывают на важные объекты (выражение глаз, предметы, руки или пр.);
- виды окружающей среды – создают плавные переходы и передают особую атмосферу происходящего.
При помощи перебивок режиссер может управлять темпом сцен, а также делать их выразительными и насыщенными.
Звук в диалоге: чистота и выразительность
Качество диалога критично для восприятия сцены. Чистый звук, записанный при помощи ветрозащиты URSA FUR CIRCLES, делает речь персонажей разборчивой, естественной, не требующей перезаписи. Особое значение имеет и микрофон, который может быть:
- петличным – фиксируют его при помощи бандажа на одежде;
- направленным – ловит звуки с определенного расстояния;
- «пушкой» – подходит для кинопроизводства, способен писать звуки на расстоянии.
Особое внимание уделяют техникам записи, когда необходимо правильно расположить микрофоны (для исключения искажений и появления посторонних шумов), использовать ветрозащиту, записывать дубли для выбора подходящего варианта.
Особенности обработки звуков в диалоге
В процессе работы предстоит сделать звуки сбалансированными, чистыми, выразительными, для чего используют:
- шумоподавление – удаляют фоновые шумы;
- экранизацию – корректируют частотный баланс;
- нормализацию – выравнивают уровень громкости.
При помощи звуковых эффектов создают особую атмосферу. Для этого звукооператоры используют реверберацию и эхо, шаги, шорохи, шепот для погружения в мир киноленты.
Режиссура актеров в диалоговой сцене
Правильная работа режиссера и актеров позволяет получить естественные диалоги, сделать сцены глубокими и проникновенными. Для этого важно:
- Создавать творческую, сосредоточенную и непринужденную атмосферу на площадке. Необходимо минимизировать стрессовые ситуации, коммуницировать с актерами для их поощрения и корректировки работы, обсуждения их видения роли.
- Работать с эмоциями. Режиссер поясняет контекст сцены, использует ассоциации.
Для получения необходимого результата используют разные методы (импровизации, представления, переживания).
Свет в диалоге: создание настроения и акцентов
Ряд осветительных приборов позволяет передавать эмоциональное состояние персонажей, атмосферу сцены, а также выделять важные детали. Жесткий свет помогает задать тон и выделить даже мелкие элементы (подходит для драматических моментов), мягкий – делает изображение естественным, снижает контрасты (выбирают для съемки теплых и интимных диалогов, романтических сцен), контровой – выделяет силуэты, создает глубокие тени (используют для создания загадочной или тревожной атмосферы).
Принцип трехточечного освещения обеспечивает баланс света. Техника предполагает использование таких источников:
- заполняющий или Fill Light – смягчает очертания, снижает уровень контраста;
- основной или Key Light – задает направление света и тени;
- контровой – выделяет персонаж, исключает его слияние с фоном.
Для съемки диалогов используют отражатели, которые позволяют смягчить тени, привнести в кадр теплые или холодные оттенки, создать мягкое освещение.
Применяют в съемочном процессе рассеиватели, которые уменьшают резкость и контрастность. Цветные же фильтры позволят контролировать интенсивность света, исключить пересветы.
Заключение: снимаем диалоги как профессионалы
Создание диалоговой сцены – многогранный процесс, требующий внимания к деталям (игра актеров, выставление света, запись звука, композиция кадров и монтаж). Съемочной группе для достижения требуемого результата необходимо использовать популярные операторские приемы, выбирать качественные осветительные приборы, обеспечить высокое качество звука и правильную его обработку.
Кинематографический мир – это место для экспериментов и новых решений. Не бойтесь выбирать новые ракурсы, менять схемы освещения и искать уникальные стилистические решения. Главное – это практика и внимание к деталям!