Искусство мэттпейтинга: как при помощи приема добиваются вау-эффекта в кино
Иллюзия реальности сочетает технику живописи и цифровые технологии. Позволяет создавать кадры, сцены и целые киноленты, которые сложно или просто невозможно снять в реальности.
Интересно! Дорисовка – старое понятие, которому уже более сотни лет. И если в прошлом нужный эффект создавали при помощи кистей, то со временем стали использовать масштабные компьютерные декорации.
В кинематографе наряду с современными спецэффектами применяют не просто склейку, фотоколлаж или дорисовку. Техника Matte Painting позволяет создавать любую картинку. Это может быть персонаж, предметы, пейзажи и любые другие элементы с использованием средств цифрового искусства.
Читайте также: Фрейминг в кино: несколько приемов для создания нужного эффекта
Мэттпейнтинг: разбираемся с понятием и разновидностями техники
Мэтт пейнт – это прием, который позволяет создавать рисованные изображения фотографического качества. Изображения максимально реалистичные, но такой ландшафт, окружение, строения или персонажи невозможно снять на камеру. Воссозданная окружающая среда «разбавлена» фантазийными или фантастическими объектами.
Важно! Популярный прием – дорисовка кадров – наряду с другими спецэффектами (морозные узоры Condor Foto Ice Flowers Effect, иней, снег, кровь, паутина и др.) вызывает вау-эффект, делает картину интересной, яркой и запоминающейся.
Технику нередко называют дорисовкой или маскировкой. Выделяют 2 основных направления:
- Классический Matte Painting. Художнику необходимо нарисовать недостающие персонажи или здания, окружение или пейзаж на стекле при помощи кисти или краски. Для создания иллюзии расширения пространства готовый прозрачный эскиз совмещают с живой картинкой.
- Цифровой мэттпейнтинг – современная методика создания изображения с использованием компьютерных технологий. «Цифра» позволяет легко сформировать массивные и сложные пейзажи для игр или фильмов.
Не стоит путать технологию с декорациями. Знакомая кинематографистам методика значительно «расширяет» физические границы площадки и студии. Позволяет создавать фантастичные, невозможные, придуманные миры.
110-летняя история: как появился и трансформировался прием
Дорисовку видео стали использовать еще в начале 20 века, когда снимали ленту «Путешествие на Луну» французского режиссера и артиста цирка Жоржа Мельеса. Позже технология помогла при создании фильма The Missions of California («Калифорнийские миссии»). В 1905 году оператор Норман Доун рискнул «замаскировать» разрушающиеся фасады зданий. Было предложено просто закрасить трещины, для чего использовали стекло с дорисовкой.
Широко применять технологию стали только к 1930-м. Многие студии открывали собственные лаборатории для разработки окружения. Переломным моментом стал 1939-й, когда на свет появились «Унесенные ветром» и «Волшебник страны Оз».
Впечатляющим по масштабности и количеству дорисовок стал фильм «Бен-Гур». Эпический «пеплум» снят по библейским мотивам в 1959 году. Кинолента впервые за всю историю кинематографа взяла премии сразу в 11 номинациях. К 1960-м и 1970-м зритель успел порядком насытиться спецэффектами. Многие студии закрыли отделы мэттпейнтинга. Возродил направление Джордж Лукас, который снял культовые «Звездные войны».
Внимание! До появления цифровых технологий техника Matte Painting включала 3 метода: дорисовка на стекле; создание «масок» (с накладыванием черного полотна на нужные области и прорисовкой на них необходимых объектов); многократная экспозиция (для получения необычных эффектов).
Появление компьютеров возвело Matte Painting на новый уровень. В отличие от востребованного эффекта инея Condor Foto Frost Effect, в прошлом остались стеклянные панорамы и маски. Им на смену пришла «цифра», которая позволяет воссоздавать любые объекты. Первым примером использования новых программ стала лента «Молодой Шерлок Холмс», которую снимали в 1985 году. Многие помнят момент, когда рисованный на витраже рыцарь вдруг «оживает». Однако рисовка до конца 20-го века использовалась наряду с цифровой обработкой. Ярким примером такого тандема стал фильм «Титаник» (1997). Многие предметы рисовали вручную.
В дальнейшем техника Matte Painting развивалась вместе с техническим прогрессом. С появлением мощных компьютеров создали и новые программы, которые открывают больше возможностей. Matte Painting уверенно вошел не только в кинематограф, но и в гейминг, рекламу.
Основные этапы создания мэттпейтинга – от концепции до работы с композициями
Для получения нужного эффекта используют все доступные методы и технологии – от осветительного прибора ARRI M18 EB MAX Set до мэттпейнтинга. Последний включает несколько этапов.
Работа с концептом
Художники-постановщики и режиссеры обсуждают все сцены. Уделяют внимание оснащенности съемочной площадки и наличию оборудования (в том числе и таким, как: генератор дыма (дым-машина) 1500W, мультитул, фонарики, камера и пр.). В ходе обсуждения определяют задачи по созданию окружающей среды или фантастического мира.
На следующем этапе создают эскизы и раскадровки. Разрабатывают сцены, наброски к эпизодам, чтобы визуализировать композицию. Специалисты работают со стилем и атмосферой изображения, выбирают палитру.
Подбор референсов
Команда собирает материал, который поможет воссоздать фотографическое изображение. Чаще всего для этого используют 3D-модели, рисунки, фото природы, текстуры, освещения, архитектуры, людей и пр.
Важно! Референсы необходимы для точной передачи деталей.
Работа с мэттпейнтингом
Используют чаще всего:
- Классический метод. Художнику предстоит создать перспективу, добавить в кадр глубину.
- Цифровые технологии. Работу ведут в графических редакторах и специализированных программах. Могут быть использованы разные слои, маски, фильтры, спецэффекты.
- 3D-моделирование. При помощи метода создают базовую структуру.
В последнем случае тоже применяют программы, которые помогут правильно выстроить светотени и перспективу.
Создание композиции
На последнем этапе необходимо объединить отснятый материал и мэттпейнтинг. Важно создать еще и плавный переход, и использовать реалистичное освещение для создания цельной картины.
Какие инструменты применяют в мэттпейнтинге
Для работы мастера выбирают:
- Графические редакторы (Adobe Photoshop, Fusion, Nuke). Позволяют работать со слоями и масками, создавать и редактировать сложные изображения, интегрировать в кинопроекты сложные композиции и 3D-элементы.
- 3D-редакторы (Autodesk Maya, 3ds Max, Cinema 4D). Используют для точной детализации моделей и сцен, точного выстраивания перспективы. Cinema 4D применяют чаще всего для рендеринга и анимации.
- Плагины и специализированное ПО (Vue, Terragen, World Machine). Необходимы для работы с пейзажами, создания особенной атмосферы в фантастических сценах. World Machine поможет сгенерировать сложные ландшафты и точно передать детали местности.
- Графические планшеты (Wacom, Huion).
Используют и другие плагины, оборудование, технику, которые открывают новые возможности для создания фантастических миров и точной прорисовки деталей.
Главные секреты мастерства: что следует помнить
Дорисовка кадров в видео – многогранная и сложная работа, которая потребует от специалистов:
- знания перспективы, композиции, светотени;
- знаний и опыта работы с цветом и создания нужной атмосферы;
- максимального внимания к деталям.
Следует помнить, что реалистичность – залог успеха. Она делает композицию убедительной.
Несколько примеров использования мэттпейнтинга в кино
Технику использовали с начала 20-го века с разной интенсивностью. Некогда создавали целые отделы для проработки композиции. Результатом трудов целой команды можно насладиться при просмотре многих фильмов.
Одними из ярких примеров стали:
- Классическое кино – «Унесенные ветром», «Звездные войны», «Индиана Джонс», «Властелин колец», «Титаник», др.
- Блокбастеры – «Аватар», «Мстители», «Игра престолов» и пр.
В отечественном кинематографе тоже использовали прием («Война и мир», «Сталкер», «Кин-дза-дза», «Ночной дозор» и пр.).
Мэттпейнтинг за пределами кино
Широко распространен метод дорисовки и за пределами кинематографа. Используют его для создания:
- музыкальных клипов и рекламы;
- компьютерных игр;
- архитектурной визуализации будущих объектов.
Применяют технологию на телевидении для создания специального эффекта и сложных декораций.
Выводы
Мэттпейнтинг – инструмент кинематографистов, который позволяет снимать фантастические миры и неизведанные планеты, воссоздавать из пепла историю. С появлением цифровых технологий у сценаристов больше нет преград для съемок любых сцен. Уже сегодня кинорежиссеры активно работают над соединением разных визуальных эффектов для получения реалистичных изображений.