Что значит саспенс: искусство создания напряжения и ожидания
Настоящие профессионалы создают таинственную и жуткую атмосферу при помощи генератора дыма, искусственной крови, паутины, пыли для декора и других спецэффектов. В их распоряжении ряд кинематографических приемов, к которым относится и suspense.
Его история уходит в античные и средние века, когда тревожное ожидание неприятного события вызывали при помощи легенд и мифов. В литературе эпохи романтизма Эдгар По, Чарльз Диккенс и другие писатели использовали прием для создания готической атмосферы. Большей популярности направление достигло с развитием кинематографа. Настоящим мастером саспенса признан Альфред Хичкок, который применил эффект дисбаланса для поддержания напряжения.
Что такое саспенс в кино? Это метод погружения зрителей в состояние тревожного и продолжительного ожидания неприятного события. Режиссеры используют эффект саспенса для усиления эмоционального накала. Авторы заставляют смотрящих обращать внимание на мельчайшие детали, едва различимые звуки.
Что такое саспенс в кино простыми словами и чем отличается от страха и тревоги? Речь идет о состоянии эмоционального предвкушения и ожидания. В отличие от напряжения, шока и ужаса, чувство нарастает медленно и постепенно из-за постоянного нагнетания эмоций. Так поддерживают динамику, формируют уникальную атмосферу и готовят зрителей к кульминации.
Сначала неопределенность и ожидание: какие виды саспенсов существуют
Что такое саспенс простыми словами? Понятие произошло от глагола «suspendere», что означает «подвешивать». Именно это и стараются сделать режиссеры со зрителями. В таком состоянии меняется восприятие времени. Кажется, что минуты замедляются. Зритель может сосредоточиться на ситуации и деталях происходящего.
Для создания требуемого художественного эффекта используют разные виды саспенса:
- Ожидание (классический). Строится на неизвестности и задержке информации, обрывах сюжетных линий. Аудитория понятия не имеет, когда должно что-то произойти. В ленте «Птицы» Хичкока ничего сразу не происходит. Лишь постепенно накапливается тревога и ожидание катастрофы. Первым признаком этого становится появление птиц, которые садятся на провода.
- Неопределенность. Мастера саспенса используют неоднозначные или непонятные ситуации для зарождения сомнений у зрителей. Все понимают, что никому нельзя доверять, что нет объяснений поведению героев. К характерным примерам саспенса неопределенности в литературе относят поступки Раскольникова в философском романе Достоевского «Преступление и наказание».
- Время. Зрителям предстоит буквально состязаться с секундами, минутами и часами. Игра наперегонки, строгий дедлайн или обратный отсчет – это то, что заставит понервничать. В фильме «Неуправляемый» создана критическая ситуация при помощи мчащегося без тормозов поезда. Временные ограничения усиливают накал напряжения.
- Тайна. Ощущение загадочности позволяет создавать генератор тумана, светофильтры и другие эффекты. Режиссеры используют и ощущение загадки, тайны расследования, чтобы зрители вместе с героями пытались понять происходящее.
Саспенс тайны в фильмах часто используют в триллерах и расследованиях. Персонажи вместе с наблюдателями из кинозала ищут подсказки и ответы на все вопросы. В романе Агаты Кристи «Убийство в "Восточном экспрессе"» читателя погружают в атмосферу тайны, приобщают к поиску улик и доказательств вины подозреваемых.
От интриги до кульминации: какие приемы используют для создания саспенса
Получить нужный эффект режиссерам удается при помощи специальной техники и аксессуаров для кино, спецэффектов, информации, персонажей и созданной атмосферы.
Читайте также: Фрейминг в кино: несколько приемов для создания нужного эффекта
Как работают с информацией
Для создания уникальной атмосферы используют:
- Foreshadowing или предзнаменования, которые только намекают на возможные будущие события и вызывают волнение.
- «Ружье Чехова». В картину вводят предмет (звук, фразу, символ, элемент), который должен будет сыграть свою роль в будущем.
- Red herrings или ложные зацепки. Это лишь отвлекающие маневры, которые сбивают с толку, заставляют делать ложные предположения.
- Информационные паузы и пробелы. Замалчивание информации или недостающие элементы заставляют смотрящих додумывать сюжет самостоятельно.
Для создания нужных эффектов используют и драматическую иронию, когда наблюдатель понимает или знает больше, чем персонажи.
Использование героев
Режиссер использует не только главных героев, но и второстепенных, случайных персонажей, чтобы:
- Вызвать эмпатию. Лучшие саспенсы заставляют аудиторию переживать за героя, искренне беспокоиться о его судьбе.
- Показать уязвимость. Чем больше действующие лица подвергаются опасности, тем сильнее эмоциональная вовлеченность зрителей.
- Обратить внимание на внутренний конфликт.
Моральные дилеммы и борьба с самим собой, личные страхи и неуверенность в себе создают дополнительное напряжение.
Как используют обстановку и атмосферу
При помощи фона, светофильтров, оборудования, специальной мебели и действий персонажей:
- Нагнетают напряжение и усиливают тревогу. Происходит это не сразу, но постепенно при помощи текстовых, визуальных или звуковых элементов.
- Создают музыкальное сопровождение. Звук саспенса способен определенным образом воздействовать на эмоции зрителя.
- Формируют визуальные образы. За это отвечают тени, темные цвета, туман, контраст света и тьмы. Все это создает пугающую атмосферу.
- Задают темп повествования. Часто действие чуть замедляют, вставляют паузы или резко усиливают движения, ускоряют события.
Довольно тревожными могут быть и описания или демонстрация окружающей среды.
Сценаристы помещают действующих лиц в замкнутые пространства, затерянные миры или острова, заброшки со зловещими и неприветливыми пейзажами для достижения нужного эффекта.
Саспенс в искусстве: где использовали прием
Художественный прием активно использовали литераторы, театралы, создатели кино, игр и сериалов. В историю саспенса вошли:
- Произведения литературы. Недосказанность, мрачность местности и нервное ожидание появления чудовища хорошо раскрыты Брэмом Стокером в «Дракуле». Часто использует эффект и наш современник – Стивен Кинг. Ярким примером стало произведение «Оно», которое наполнено флешбэками и жуткими событиями.
- Киноленты. В число фильмов с большим количеством саспенса попали «Челюсти» Стивена Спилберга. В ленте угроза проявляется постепенно, чему способствует обстановка и музыка. Зритель знает, что рядом есть акула, но ее появление постоянно откладывается. Нельзя не вспомнить Альфреда Хичкока с его «Психо». В фильме сцена с душем построена на сочетании злой иронии и музыки, что вызывает ужас.
- Театральные постановки. На подмостках нужного эффекта удается добиться за счет продолжительных пауз, особой мимики актеров, приглушенного освещения. В пьесах Антона Чехова угнетающие моменты тишины и недосказанность становятся ключевыми инструментами режиссера.
Кроме кино, театра и литературы, используют саспенс в видеоиграх. Интерактивные эффекты связаны с развитием сюжета и особой атмосферы, как в «Outlast» и «The Last of Us».
Возможные ошибки при создании саспенса
В погоне за вау-эффектом можно допустить досадные ошибки:
- Затянутость и скучный сюжет. Часто это связано с длительным ожиданием.
- Неправдоподобность и отсутствие логики. Главная причина таких ощущений – неубедительность. В этом случае саспенс теряет силу.
- Чрезмерное количество штампов и клише. Привычные для зрителя тени или скрипящие двери делают произведение предсказуемым.
- Недостаток эмпатии к персонажам.
Аудитория должна эмоционально привязаться к героям, чтобы сопереживать и испытывать напряжение от разворачивающегося действия.
Заключение
Саспенс при должном подходе становится мощным инструментом, который вовлекает зрителя в киноленту, удерживает и повышает внимание. Используют прием также в литературе, видеоиграх и на подмостках театра. Правильно преподнесенные отрывки информации, жуткая атмосфера и необычные персонажи помогают авторам создавать произведения, от которых стынет в жилах кровь.