Смелый и безумный кинематограф: как Фрэнсис Форд Коппола снимал легендарное кино
Недавно Фрэнсис Форд Каппола отметил 85-летие. 7 апреля 2024 года поклонники и коллеги поздравили «рок-звезду» кинематографического мира с очередным юбилеем. К столь почтенному возрасту мэтр успел снять 23 киноленты. Часть из них стала легендарной и получила премию «Оскар». Взлеты и признания у Капполы сменялись полным провалом, но режиссера это не слишком заботило. Единственное, что всегда оставалось в приоритете, – это возможность снимать и творить.
Интересно! Последняя полноценная кинолента Фрэнсиса увидела свет в 2011 году. Это был «Мегаполис». Работе над драмой режиссер посвятил долгих 40 лет.
Фрэнсис Форд Каппола: путь к мечте
Фрэнсис Форд Каппола родился в 1939 году в Детройте. С самого детства будущий режиссер был посвящен в мир искусства. Его отец – Кармайн Коппола – был композитором и главным флейтистом Симфонического оркестра NBC.
По материнской линии тоже не обошлось без звезд. Дедушка тоже писал музыку. В искусство подался не только Фрэнсис, но и его брат Август Каполла (писатель), сестра, которая стала актрисой. Дочь знаменитого режиссера пошла по стопам отца, став сценаристкой и кинопродюсером.
Интересно! Творческий талант проявился у Фрэнсиса в детстве. Это было тяжелое время для режиссера, который из-за полиомиелита был прикован к постели. Чтобы как-то себя занять, мальчик придумал собственный кукольный театр.
Каппола постоянно менял школы, отучился в 24 учебных заведениях. Отец кинорежиссера не хотел, чтобы средний сын связал жизнь с творчеством. Он мечтал, что отпрыск будет инженером. Однако в 1955 году Фрэнсис все же получил высшее образование в области театрального искусства. Развивающийся кинематограф захватил внимание новоиспеченного культурного деятеля, который сменил подмостки на режиссуру.
На пути к успеху
После окончания киношколы Каппола устроился ассистентом к Роджеру Уильяму Корману, который снимал хоррор и боевики. Первым заданием мэтра стал перевод советской научно-фантастической ленты «Небо зовет». Ученик Кормана не только перевел на английский сценарий, но и сделал из него ужастик.
Дебют Капполы как режиссера произошел уже в 1963 году, когда был выпущен на экраны фильм «Безумие-13». Этот хоррор пришелся «по вкусу» ценителям страшилок. Фильм ужасов не только окупился, но и стал культовым. Соотечественники смогли оценить ленту в 90-е, когда ее крутили в телеэфире. Именно во время съемок киноленты Фрэнсис встретил свою будущую жену Элинору, которая занималась декорациями и спецэффектами. Влюбленная парочка быстро узаконила отношения, смотавшись для бракосочетания в Лас-Вегас. К тому времени Элинора была беременна.
Новые знакомства и большие перспективы
Уже в конце шестидесятых в окружении Фрэнсиса Форда появляются настоящие кинобунтари. Это перспективные персоны, в числе которых и Джордж Лукас. Именно он и стал ассистентом во время съемки драмы «Люди дождя». Эта лента принесла не столько популярность, сколько признание у важных деятелей Голливуда.
В 1970 году Каппола получил «Оскар» за сценарий к «Паттону» Шеффнера. Однако самой популярной и любимой многими картиной стал бестселлер «Крёстный отец».
Снимать его доверили Капполе только после отказа Серджа Леона. Наниматели множество раз успели пожалеть о том, что именно Фрэнсис стал новым режиссером. Студию не устраивало все – от актеров и идеи до методов съемки. Однако именно настойчивость мэтра кино стала решающей. Фильм стал культовым, но на вручение «Оскара» главный актер Марлон Брандо не явился. Вместо него статуэтку забирала политическая активистка.
Чуть позже Каппола и Брандо снова сошлись на съемочной площадке, когда снимали «Апокалипсис сегодня». Процесс был переполнен негативными эмоциями, которые нередко напоминали стихийное бедствие. В ходе съемок последовала череда из болезней, скандалов, увольнений. Чтобы снять фильм, режиссеру даже пришлось закладывать свой дом.
Новое слово в кинематографе
Фрэнсис Каппола наряду с Пекинпом, Скорсезе, Де Пальмой и другими деятелями привнес в кинематограф ряд новых решений. Это настоящие форварды, которые закрепили на экране новый тип – антигероя. Протагонист у режиссера всегда непростой. Его терзают сомнения, он постоянно мстит и воюет, ищет себя, но всегда губителен.
Каппола стал знаменит не только скандалами и гениальностью, которая нередко граничит с безумием. Режиссер:
- Покорил зрителя крупным планом и изящной работой. В распоряжении съемочной команды была самая лучшая операторская техника, которая позволила получить мощное художественное решение. Вся трилогия «Крёстный отец» буквально пестрит крупным планом. Операторы делали акценты на руках и лице героев, буквально ловили их эмоции.
- Применял методы документалистики для создания неповторимой атмосферы. Многие сцены создавали независимо друг от друга, а после съемок сводили в единую ленту.
- Использовал множество камер, которые документировали каждый шаг актеров и массовки.
На площадке нередко собиралось большое количество людей, все вокруг кипело и бурлило.
Однако операторская техника и оборудование наряду с гениальностью режиссера и актеров делали свое дело. Съемочной группе удавалось уловить и передать атмосферу, создать ощущение спонтанности, привлечь зрителя и сделать его участником действа.