Преобразование монохрома в цвет: колоризация старых кинофильмов
Художественное и документальное кино пестрит спецэффектами, новыми приемами операторского искусства и достижениями технического прогресса, к которым относят и светофильтры. Кинозалы повсеместно оснащены современным оборудованием, которое позволяет искушенному зрителю испытать эффект присутствия, стать участником разворачивающихся на экране событий. Однако бывалого кинолюбителя все еще можно удивить, с чем отлично справляется колоризация старых фильмов, которые были сняты и показаны в черно-белом формате.
Колоризацией называют процесс преобразования монохромного фильма или изображения в цветное. Добавляют краски при помощи специальных программ или вручную. Проведенная коррекция создает иллюзию, что сцена и объекты были изначально сняты в цвете, что делает киноленту более привлекательной для современного зрителя.
Цветной элемент в монохромном кино служит для:
- Популяризации вечной классики. Многие зрители неохотно знакомятся с черно-белыми лентами, считая их скучными. Раскрашенные советские фильмы, а также продукты иностранной киноиндустрии способны заинтересовать многих.
- Детализации. Полная или частичная колоризация фильмов позволит выделить все или определенные элементы, а также сделать сцену реалистичной.
- Исторической реконструкции. Прием дает представление о том, как выглядели объекты или события в реальности.
Противники цветокоррекции фильмов объясняют свою позицию тем, что кинолента может утратить свою самобытность и атмосферность.
Читайте также: Симфония света и звука: как оживал голос в звуковом кинематографе
Колоризация появилась с приходом кино. Художники вручную раскрашивали каждый кадр. Для отрисовки киноленты нанимали целый штат художников, как это было в «Танце бабочки» Уильяма Диксона. Мастера использовали прозрачные анилиновые краски, что для того времени было прорывом. С появлением новой техники процесс стал точным и практически автоматизированным. Массовой же колоризацией фильмов увлеклись только с появлением цифровых технологий и искусственного интеллекта.
Устаревшие методы колоризации: что использовали для раскрашивания кино в прошлом
В доцифровую эпоху художники вручную раскрашивали каждый кадр, которых в первых немых фильмах было 16 в секунду. Процесс раскрашивания был дорогим, сложным и трудоемким.
В 1902 году зрителям была представлена картина «Путешествие на Луну», которая вышла в черно-белом и цветном вариантах. Для получения второго пришлось нанимать целый штат художниц. У созданных при помощи кистей цветовых пятен не было четких границ, что не ухудшило эффект от ленты.
Чуть позже появился метод братьев Пате, который стал альтернативой ручной покраске. Для каждого цвета создавали трафареты, через которые протягивали пленку. Краска попадала на соответствующие участки кадра. Прием использовали для окрашивания короткометражек (хроник и фильмов).
Однако метод братьев Пате позволял нанести только некоторые цвета (синие, красные, зеленые, желтые). Точность покраски в сложных сценах была очень низкой. На подготовку же трафаретов уходило много времени.
Изобретатели предлагали киноиндустрии и другие методы: тонирование, вирирование. В первом случае пленку окрашивали в определенный тон (для дневных сцен использовали желтые оттенки, для ночных – синие), во втором – меняли цвет эмульсии пленки на другой химический элемент (получая коричневый, синий и другие цвета).
Современные мастера киноиндустрии могут использовать пленочные светофильтры Rosco E-Colour+ для получения нужного эффекта – от изменения световой температуры и добавления теплых оттенков в кадр до имитации света от костра и пр.
Цифровая колоризация – настоящий прорыв в киноиндустрии
С появлением высококлассной операторской техники и развитием цифровых технологий в киноиндустрии произошел настоящий прорыв. Колоризация советских фильмов вышла на новый уровень. Появились алгоритмы и программы, которые значительно ускорили процесс и сделали его максимально точным.
Как и где раскрашивают фильмы? Делают это в специальных студиях. Команда колористов проводит долгую подготовительную работу: изучает реквизит, ездит по объектам, опрашивает очевидцев съемок, рассматривает цветные фотографии (если такие имеются). Оттенки не берут «с потолка». Проводится долгая работа по сбору информации и изучению исходников.
Современные технологии позволяют не только восстанавливать цвета, но и сохранить детали, текстуру объектов в кадре. Как раскрашивают черно-белые фильмы? Команде предстоит:
- Оцифровать исходный материал. Черно-белый фильм будет отсканирован в цифровом формате, чтобы колористы смогли работать с каждым кадром. Мастерам потребуется специальное оборудование (сканер, компьютер), кабель и переходники.
- Разделить изображения на области и отдельные элементы (фон, одежда, мебель, лица, другие детали). Это упростит процесс покраски.
- Выбрать подходящую цветовую палитру. Делают это на основе предварительных исследований.
- Закрасить области при помощи специальных программ.
На последнем этапе проводят коррекцию и финальную обработку, вносят последние правки (регулируют яркость, насыщенность, контрастность изображений).
Старые методы безнадежно отстали от цифровой колоризации в плане точности и скорости обработки исходников, гибкости и масштабируемости процесса.
Подходы цифровой колоризации – от ручного труда до использования нейросетей
Колористы используют разные методы преображения черно-белых оттенков в цвет. Чаще всего это колоризация:
- Автоматическая. Для работы применяют алгоритмы искусственного интеллекта, который самостоятельно анализирует кадр и добавляет в него цвета. В основе метода лежит использование обширной базы данных, в которой есть примеры раскрашенных изображений. Результат не всегда соответствует историческим фактам, да и при окрашивании мелких деталей могут быть ошибки. Решить эти проблемы удастся в будущем, если будут задействованы технологии глубокого обучения ПО.
- Полуавтоматическая. Сочетает ручную работу и специальные программы. Метод позволяет довольно быстро проанализировать кадры и разделить их на области. Ручная доработка необходима для достижения высокой точности. Полуавтоматическая технология позволяет получить отличный результат, учесть художественные и исторические аспекты.
- Ручная цифровая. Мастера используют графические редакторы, чтобы контролировать процесс, учесть все нюансы и детали съемок, костюмов, но это отнимает много времени и средств.
- С помощью нейросетей, которые обучаются на массивах постоянно пополняющихся данных.
Нейросети справляются с поставленной задачей максимально быстро и способны обработать большой объем данных в сжатые сроки. Такого помощника часто задействуют для восстановления развлекательных проектов и колоризации архивных фильмов.
После использования нейросетей потребуется проверка на предмет ошибок и последующая корректировка изображений.
Какие программы используют для колоризации
К числу самых используемых относят такие программы для колоризации кинолент:
- Adobe Photoshop. Подходит для ручной колоризации (в программе подобраны кисти, разные слои и маски). Выбирают ПО для проектов с высоким уровнем детализации объектов. Adobe Photoshop позволяет контролировать процесс работы, но предварительно следует изучить функционал и возможности софта.
- DaVinci Resolve – это профессиональное ПО для цветокоррекции, включающее инструменты для колоризации видео. Программа довольно сложная и дорогая.
- DeOldify – ПО, созданное на основе нейросетей, предназначено для автоматической и полуавтоматической колоризации изображений и видео. Пользователь здесь легко освоится, получит возможность быстро обрабатывать кадры.
- Algorithmia – удобный онлайн-сервис для автоматической колоризации.
Последняя программа подходит для быстрого прототипирования и доступна онлайн. При отсутствии Сети функционировать не будет (требует стабильного подключения).
Колоризированные фильмы: какие киноленты уже преобразили
Если говорить о мировом опыте, чаще всего зрители вспоминают «Войну миров» (1953) и «Касабланку» (1942). Эти фильмы, как и «Титаник: Документальная хроника» или «День, когда Земля остановилась» (1951), привлекли внимание зрителей.
Есть и неудачные примеры. К таким возмущенная аудитория относит «Психо» (1960), где (по мнению многих) искажена оригинальная атмосфера.
Горячие споры вокруг колоризации
Мнения зрителей и кинокритиков разделились. Многие полагают, что старые фильмы в цвете преображаются и ничуть не теряют в качестве. Другие же считают, что после трансформации лента утрачивает особую атмосферу. Споры ведутся и в отношении этики колоризации. Один из главных аргументов критиков – это нарушение авторского замысла и изменение восприятия произведения.
Ярким примером споров вокруг колоризации стала лента «Касабланка». Многие поклонники и эксперты утверждают, что именно черно-белая версия передает атмосферу того времени.
Есть ли будущее у колоризации
Развивающиеся технологии искусственного интеллекта прямо влияют на колоризацию, принципиально меняя подходы в работе. Машина самостоятельно сможет распознавать изображения и подбирать естественные цвета (с учетом времени происходящего) для кинолент, старых фото, произведений искусства, газетных вырезок и пр.
В ближайшем будущем вполне возможно появление автоматизированных систем колоризации. В такую работу человек практически не будет вмешиваться.
Заключение
Колоризация стала полезным инструментом «оживления» старых фотографий, художественных и документальных кинолент. Однако о целесообразности использования такого метода до сих пор спорят критики, эксперты и зрители. Несмотря на значительное количество аргументов в пользу или против приема, технология продолжает развиваться. Главное – сохранить уважение к оригинальным произведениям и их создателям, ответственно подходить к окрашиванию.