Крупный план в кино: история, особенности и значение, способы использования приёма
Многие начинающие киноманы и видеоблогеры, решающие снимать и монтировать красивые ролики или целые фильмы, обязательно сталкиваются с крупностью планов. Данное свойство является одним из основных, а подразумевается под ним отношение расстояния от видеокамеры к объектам съёмки. Крайне важно научиться правильному использованию и смене кадров, чтобы создаваемые ролики были «живыми», поскольку ракурсы позволяют задавать темп и настроение историй.
Какие бывают планы в кино
Существует свыше 20 видов кадров, которые используются в киноиндустрии, однако выделяют всего 6 базовых. Они классифицируются по системе Льва Владимировича Кулешова – первого человека в мире кино, который жёстко систематизировал крупность кадров. Его учебно-методическими пособиями пользуются начинающие операторы и уже опытные кинорежиссёры даже сегодня, по прошествии многих десятков лет.
Итак, по системе Кулешова выделяют следующие виды планов:
- Детальный: камера фокусируется на отдельных небольших предметах или частях лица героев (глаза, пальцы и пр.).
- Крупный: кадры портретного формата, в которых помещается небольшой зазор над головой, а снизу – верхняя часть плеч. Этот план позволяет эмоционально вовлекать зрителей, создавая ощущение диалога с ними.
- Средний погрудный: изображение героев выше пояса.
- Средний: в кадре отображают персонажей при нижней линии немного выше уровня колен.
- Общий: захват героев в полный рост с небольшими зазорами вверху и внизу.
- Дальний: персонажи находятся на общем фоне, а их размер составляет 1/7 высоты кадров.
Чередование этих планов при съёмке и монтаже позволит вам создавать определённые эффекты на экране.
Крупный план: особенности и история
Сказать, кто именно создал и начал использовать крупный план в кино, невозможно. Предполагается, что это впервые сделал Уильям Диксон, изобретатель первых технологий в кинематографии и коллега Томаса Эдисона. В 1894 г. Диксоном было снято 7-секундное видео «Фред Отт. Чихание», в котором персонаж на экране впервые был «поделен» на части, что вызвало тогда разногласия в мире кинематографа.
Первыми робкими попытками использовать крупный план стали фильмы «Что видно в телескоп» и «Бабушкина лупа» 1900 года, которые были созданы Джорджем Альбертом Смитом. Спустя год его коллега Джеймс Уильямсон снял киноленту «Большой глоток», придав динамичности крупному плану благодаря постепенному приближению камеры к персонажу. В течение 20-25 лет после этого крупный план был успешно освоен многими режиссёрами, такими как Эдвин Портер, Дэвид Уорк Гриффит, Луи Деллюк, Жан Эпштейн, Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Карл Теодор Дрейер и др.
Кадры крупного плана стали обязательным условием для создания «живых» фильмов уже на этапе раннего звукового кинематографа (1930…1950-е годы), а в течение последующих десятилетий вплоть до наших дней тысячи режиссёров начали придумывать свои способы применения этого приёма.
Важно! Для создания качественных видео использования крупного плана недостаточно – важно также иметь в наличии необходимое съёмочное оборудование. На сайте компании TVTOK.RU можно купить или взять в аренду профессиональные видеокамеры и другие товары по наиболее выгодным ценам.
Типы крупного плана
Всего выделяют четыре основных подвида крупного плана, каждый из которых имеет свои особенности:
- Первый средний (Medium CloseUP). Промежуточный вариант среднего и крупного плана, при котором героев отображают по грудь. С помощью таких кадров можно отражать взаимодействия между персонажами и окружающими предметами, также это отличный вариант для диалоговой сцены.
- Основной крупный (CloseUP). Бо́льшая часть кадра занята лицом актёра до линии плеч либо подбородка. С помощью этого плана удаётся передавать эмоции и реакции героев.
- Сверхкрупный (суперкрупный) (Big CloseUP). Промежуточный вариант крупного и макро-плана. На экране отображается лицо героя от подбородка до линии лба. Такой приём позволяет привлечь внимание зрителей к глазам, тонкой мимике и эмоциям. Зачастую этот план используют в моменты молчания персонажей.
- Макро-план (Extreme CloseUP). Приём используется для указания фрагментов лица: глаз, губ, уха, бровей и т. д. Подвидом считается «итальянский план», который применяют для изображения на экране только глаз персонажа.
Что значит крупный план
В кинематографе описываемый план характеризуется следующими значениями:
- Выделением: фокус внимания зрителей идёт на определенный объект, который мог быть упущен на общем фоне.
- Усилением: с помощью крупных кадров режиссёры и операторы подчёркивают эмоции и реакции героев фильмов. Благодаря этому плану актёры могут легко выражать, а зрители – качественно прочувствовать переживаемые на экране эмоции.
- Взаимосвязью: в монтажных фразах крупный план используется для установления причинно-следственной связи между событиями, соединения кадров в единую историю.
- Ритмом: чередуя отдельные фрагменты разной крупности кадров удаётся задать ритм и динамику экранных действий.
Крупные планы у разных режиссеров
Каждый режиссёр по-своему использует крупный план для формирования собственного визуального стиля:
- С помощью среднего первого плана братья Коэн снимают знаменитые «восьмерки».
- Пол Гринграсс при помощи «восьмерки» ставит зрителей в положении вуайеристов, шпионящих за героями фильма.
- Стивен Спилберг применяет технику плавного перехода среднего плана на крупный или детальный.
- Терри Гиллиам с помощью данного приёма любит сильно искажать пропорции объектов на экране.
- Альфреду Хичкоку с помощью коротких крупноплановых кадров удавалось создавать напряжение и ужас.
- Квентину Тарантино нравится изображать с помощью макро-планов на экране холодное и огнестрельное оружие, ключи, замки, звуковые головки виниловых проигрывателей, напитки, еду, губы, глаза, руки и особенно женские ступни.
Это далеко не полный список эффектов и приёмов, которые позволяет реализовать крупный план в кино.
Каким образом планы должны меняться
Самым главным правилом применения крупного и других планов – сделать их смену комфортной для зрителей. Понятие «комфортность» в данном случае обладает совершенно чёткими критериями. Так, визуальное восприятие между кадрами должно перестраиваться таким образом, чтобы не возникало вопросов типа «А как это произошло?» или «Какие действия это отражает?»
Важно знать! При смене планов на экране не рекомендуется использование принципа визуализации картинки в реальности, когда предметы или люди постепенно приближаются к камере (как во время ходьбы). Это обусловлено тем, что данный приём видеомонтажа сильно бросается в глаза, дополнительно заостряя внимание на самих фактах смены кадров и даже мешая составлению представления о происходящих событиях.
Как правильно должна быть расположена камера
Крупные планы могут классифицироваться также по расположению видеокамеры, причём от ракурса во многом зависит эмоциональный посыл:
- при расположении камеры напротив глаз героя на зрителей не оказывается никаких специфических воздействий;
- персонажи, снятые с высоких углов, выглядят слабыми или испуганными;
- актёры, снятые снизу, кажутся на экране величественными, героическими;
- с помощью «сломанного» горизонта можно передать тревожность, нереальное психологическое состояние;
- съёмка, выполненная над плечом участника сцены (с попаданием части тела в кадр), позволяет сфокусировать внимание зрителей на происходящих событиях и полнее вовлечь их в сюжет.
Немаловажную роль играет и модель камеры. Если вам нужно операторское оборудование для съёмки качественных видео, вы можете арендовать его на сайте tvtok.ru.
Смешанные планы: что важно знать
Для более динамичного воздействия на зрителей во многих профессиональных фильмах и любительских роликах используется приём смешивания планов, который реализуется с помощью специализированных видеоредакторов. Среди наиболее интересных решений стоит выделить:
- cut-in-врезка: в данном случае общий фон объединён с крупным планом важных объектов, которые на нём находятся;
- cutaway-врезка: на общем фоне показывают объекты, которых на нём нет.
Как можно заметить, планы отличаются как условным делением пространства и масштабом показанных объектов, так и настроением, смыслом, взглядом на происходящие события и мыслями, которые автор желает донести до зрителей.