Как звукорежиссёрам работать с объемным звуком в формате 5.1
При съёмке кинофильмов режиссёры продумывают не только визуальную составляющую, но и звуковое сопровождение. Только при наличии качественного звука можно создавать нужную атмосферу, и тогда зрители смогут полноценно погрузиться в события, происходящие на экране. При работе со звуком важно учесть ряд факторов, включая тип, марку и расположение динамиков. При этом особое внимание уделяется объёмному звучанию 5.1 surround sound. Предлагаем рассмотреть особенности работы с таким форматом.
Если вам нужна качественная аудиоаппаратура и аксессуары, на сайте TVTOK.RU сможете найти подходящее оснащение для звука по приемлемой цене.
Главные особенности объёмного звука 5.1
Основным отличием формата 5.1 от обычного 2.1 является количество используемых динамиков. Система 2.1 состоит из двух динамиков и дополнительного сабвуфера, который призван улучшить низкочастотные диапазоны. Такая звуковая установка считается базовой.
Если же хочется обеспечить ощущение объёмного звучания с эффектом присутствия, следует выбирать формат 5.1. В этом случае используется сразу пять динамиков, которые разбросаны по помещению. В данном случае кроме базового комплекта из левого и правого динамиков добавляется два тыловых источника и один центральный канал. Такое грамотное расположение как раз способствует аутентичному, захватывающему и глубокому surround sound.
Важно! При просмотре кинофильмов с применением аудиосистемы формата 5.1 во время разговора персонажей за камерой будет складываться ощущение, будто они стоят рядом с вами.
У некоторых систем Dolby Atmos есть третий параметр, который указывает количество 3D- или потолочных динамиков, направленных вверх. Так, в системе 5.1.2 пять динамиков находится на линии ушей, установлен один сабвуфер и предусмотрено два источника, направленных на потолок. В этом случае звуки будут отражаться от потолка для создания более глубокого звукового эффекта.
Важно! Качество объёмного звучания напрямую зависит от самих динамиков. Если использовать качественные источники в системе 2.1, то звук будет лучше, чем при низкопробных динамиках и формате 5.1.
Особенности работы с объёмным звучанием
Для начала работы с surround sound необходимо правильно выбрать места расположения громкоговорителей. Для первых базовых источников (левого L и правого R) выбирают стандартные места – нужно получить равносторонний треугольник с углами 60 градусов к зоне слушателя.
Расположение динамиков в последующих каналах является более сложной задачей. Громкоговоритель центрального канала следует расположить прямо перед слушателем. А вот тыловые динамики устанавливают позади таким образом, чтобы угол к слушателю составлял порядка 110 градусов. Сабвуфер канала LFE обычно располагают немного левее от центрального динамика.
Важно! Тип громкоговорителей выбирается индивидуально, но желательно использовать динамики из одной серии бренда – в этом случае можно обеспечить однородность звучания.
Оптимизация секвенсера
На следующем этапе нужно оптимизировать DAW (digital audio workstation), исходя из формата объёмного звучания. Программы могут иметь немного отличающиеся настройки, поэтому рассмотрим лишь некоторые общие советы:
- Важно получить одинаковый уровень акустического давления (SPL) на всех динамиках (калибровка особенно нужна для получения хороших миксов) – для этого можно использовать таблицу звукорежиссёра Роджера Герена.
- С особой серьёзностью стоит выполнять калибровку сабвуфера – он должен быть настроен на 10 дБ выше по сравнению с уровнями других каналов.
- В процессе калибровки используйте анализатор спектра RTA, который позволит выполнять более точную настройку.
- Важно понимать, что LFE и выход сабвуфера являются разными вещами. LFE нужен для передачи дополнительного звукового контента НЧ, а выход сабвуфера воспроизводит всю низкочастотную информацию, которая может поступить и с другого канала.
Лучше не экспериментировать с предназначением каналов – рекомендуем использовать общепринятые нормы: SMPTE/ITU – в Америке, Film – в Европе.
Сведение каналов в surround sound
Этот процесс является наиболее творческим и требует соблюдения следующих основных правил:
- Настройка речи на центральный канал. Конечно, чтобы подчеркнуть, что персонаж покинул кадр, можно отправить некоторые реплики на остальные каналы. Но нужно помнить, что голос является самым важным компонентом звуковой линии в фильмах, который передаёт львиную долю смысловой информации, поэтому лучше всего с этим справиться центральный громкоговоритель.
- Сохранение места для голосов: благодаря контролю звуков в диапазоне от 2 до 5 кГц вам удастся улучшить «прозрачность» речи героев. Для этого отлично подходит обработка наподобие side-chain, динамическая эквализация и прочие способы. Но стоит учесть, что нередко чёткость голосов вовсе не нужна – так, в динамичных сценах блокбастеров героям часто приходиться буквально перекрикивать друг друга.
- Проверка баланса каналов: просматривая киноленты, зрители могут находиться не в «идеальном местоположении» в комнате, поэтому при сведении следует менять позиции, что позволит проверить слышимость всех звуков.
- Использование многоканальных ревебераторов, обеспечивающих более натуральную передачу акустических условий.
- 75% музыки следует направлять на обычные каналы L и R, а остальную часть 25% – на тыловые динамики.
- Отображение эффекта foley: для этого лучше выбирать центральный громкоговоритель.
- Направление акцентированных action-эффектов при взрывах, выстрелах и т. д.: половину звучания стоит доверить передним каналам L и R, а остальную часть 50% – каналу LFE.
- Отображение фоновых шумов: для эффективного объёмного звучания лучше направлять их в равной степени на обычные и тыловые каналы.
Умение работы с surround sound в формате 5.1 является крайне важным для звукорежиссёров. Объёмное звучание можно встретить повсеместно: в фильмах, телесериалах, видеоиграх и т. д. Конечно, привычный формат стерео никогда не пропадёт, но звукорежиссёрам обязательно придётся сводить миксы в многоканальном формате. И умение правильно это делать станет огромным плюсом.