«Изгоняющий дьявола»: идея и создание сценария, кастинг актёров, съёмочный процесс, используемые спецэффекты
«Изгоняющий дьявола» – один из культовых фильмов ужаса, который увидел свет в 1973 году. Как бы странно это ни звучало, данная кинолента была придумана комедиографом – именно такая слава принадлежала писателю и сценаристу Уильяму Питеру Блэтти. За десятилетие своего творчества бывшему журналисту удалось проделать колоссальный путь от писательского труженика, создавшего бестселлер для простых домохозяек, до автора киношедевров Блейка Эдвардса.
Идея для сценария киноленты
Блэтти решил уйти от комедийного направления с голливудским конвейером и лично поучаствовать в зарождении Нового Голливуда с переосмысленным жанром ужасов. Идея создания «Изгоняющего дьявола» была придумана из реальной истории, случившейся в августе 1949. В газете Washington Post был опубликован обряд с изгнанием демонов из 14-летнего подростка из Маунт Райнера. Данную заметку Уильям Питер прочитал ещё в студенческие годы, запомнив её надолго. На основе данной статьи был придуман роман «Экзорцист», который был выпущен в 1971.
После рассказа Блэтти о своей книге на известной телепрограмме история стала бестселлером. В результате компания Warner Bros. заключила с писателем контракт на экранизацию романа. Конечно, автору пришлось многое переработать в своей книге, чтобы сделать немногочисленные хоррор-сцены более неожиданными и особенно эффектными.
При создании «Изгоняющего дьявола» целью Блэтти был вызов чувства страха за счёт не мистицизма, а реализма. Чтобы добиться такого результата, режиссёром был назначен Уильям Фридкин, который славился документалистским подходом к съёмкам, даже несмотря на то, что владельцы киностудии настаивали на кандидатуре Марка Райделла.
Трудности на кастинге актёров
Во время кастинга у руководителей киностудии и режиссёра возникало множество разногласий. «Уорнеры» хотели отдать главную роль Марлону Брандо, но Фридкин был против этого, уверяя, что известное имя сделает киноленту «очередным фильмом с Брандо». Также режиссёром был отвергнут Джек Николсон. В результате парочкой «гонителей дьявола» стали Макс фон Сюдов и Джейсон Миллер.
Интересно знать! Экранную мать Миллера, эмигрантку из Греции, сыграла Василика Маляру, которую Фридкин случайно встретил в ресторане с греческой кухней.
Роль Крис МакНил была отдана малоизвестной актрисе Эллен Бёрстин, хотя рассматривались кандидатуры Одри Хепбёрн и Джейн Фонда. Роль одержимой девочки посчастливилось сыграть Линде Блэр, которая показала свою крепкую психику и получила поддержку своей матери.
Передать полную убедительность «демонического» образа девочке помогала Мерседес МакКембридж, которая озвучила героиню благодаря низкому и властному голосу. В кадре с зелёной рвотой снимали дублёршу Эйлин Дитц, а в сцене с походкой паука героиню пришлось сыграть акробатке Линде Р. Хэйгер.
Режиссёрские амбиции и задумки
Фридкин стремился всеми способами сделать сцены правдоподобными, что стало серьёзным испытанием для актёров. Для достижения настоящих реакций перед съёмкой кадров постоянно звучала стрельба из ружья и включалась тревожная музыка. Также Уильям неоднократно оказывал прямое давление на актёров, отвешивая оплеухи и применяя другие неординарные методы. Результатом запугиваний и обманов стали неподдельные эмоции героев на экране, которые представлены страхом, отвращением, болевыми гримасами.
Интересно знать! После окончания работы над проектом Эллен Бёрстин назвала Фридкина настоящим маньяком, хоть и невероятно талантливым режиссёром.
Чтобы добиться правдоподобия, Уильям кропотливо подходил и к выбору локаций. Пролог с археологическими раскопками был снят на Ближнем Востоке (руины древней Хатры). Для съёмки натурных сцен основного действия кинофильма был выбран вашингтонский район Джорджтаун. Интерьерные эпизоды были сняты в павильонах CECO Studios в Нью-Йорке.
Интересно знать! По первоначальному плану съёмки должны были занять 85 рабочих суток, однако в результате процесс длился почти год – с августа 1972 по июль 1973.
Если вы тоже планируете снять свой фильм и нуждаетесь в хорошей аппаратуре, на сайте TVTOK.RU сможете найти все необходимые устройства и аксессуары.
Применение уникальных спецэффектов
Самые сложные сцены фильма обуславливают демонические проявления Риган (телекинез, левитация и прочая сверхъестественная бесовщина). Сегодня это реализуют при помощи компьютерной графики, но в 1970-х актёрам и съёмочной команде приходилось пользоваться многочисленными хитроумными техническими уловками. Из-за этого на создание эпохальных эпизодов экзорцизма уходило около месяца.
Для охлаждения комнаты маленькой девочки использовалось дорогостоящее кондиционерное оборудование. Для изображения дрожи Линды Блэр кровать раскачивали вручную. Вторую кровать пришлось надёжно крепить к потолку для сцены с левитацией.
Для фильма создали жуткую механическую куклу с вращающейся головой, которая имитировала маленькую девочку. Не менее сложным оказалась задача нанесения пластического грима Линды Блэр, возрастного грима Макса Фон Сюдова, белого лика дьявола.
Большую работу также пришлось проделать звукорежиссёру Крису Ньюману, который разработал массу аудиоэффектов, чтобы создать мрачное обаяние «Изгоняющего дьявола».
На сайте TVTOK.RU вы сможете найти надёжное операторское оборудование, которое предлагается в аренду по привлекательным ценам.