Главные этапы, правила, особенности, хитрости съёмки фильмов или сериалов
Съемки фильма являются захватывающим и интересным творческим процессом. Готовую кинокартину, которую зрители видят на экране, создают десятки или даже сотни профессионалов, используя самую современную технику и цифровые технологии. Как и в любых других сферах, тут тоже имеется масса тонкостей и секретов. Чтобы немного открыть занавес тайны, предлагаем рассмотреть, как снимают кино и из каких этапов состоит данный процесс.
Основные этапы кинопроизводства
С момента написания сценария до выпуска фильма в прокат может уходить довольно много времени (иногда 15-20 месяцев). Это обусловлено большим количеством работ, которые разделены на три основных этапа кинопроизводства:
- Подготовка. Перед съёмками проводится пре-продакшн, который включает в себя написание сценария, подбор актёров, пошив костюмов, планирование расписания съёмок, создание декораций, решение других организационных моментов.
- Производство. Продакшн (съёмки) кинофильма является самым дорогостоящим и длительным этапом.
- Пост-продакшн. Этот этап предусматривает осуществление монтажа, создание спецэффектов, редактуру, озвучку и другие виды обработки отснятых материалов.
Важно знать! Длительность и масштабы указанных этапов определяются типом кинопроекта. Так, короткометражку может снять небольшая группа специалистов в течение нескольких дней, а на полнометражный фильм зачастую уходят месяцы с привлечением десятков и даже сотен профессионалов.
Состав съёмочной группы
Съёмочная группа состоит из широкого перечня специалистов, которые разделены на несколько подгрупп:
- Продюсеры. Основной задачей продюсерской группы является контроль кинопроизводства в целом, поэтому в случае провала или успеха данные специалисты берут основную ответственность на себя. Продюсеры присутствуют на съёмках весь период, отвечая за организацию, продвижение и раскручивание киноленты, привлечение финансовых вливаний.
- Режиссёры. Главной функцией режиссёров является профессиональная интерпретация написанного текста. Сценарий разбивается на множество отдельных фрагментов, которые снимаются и в дальнейшем объединяются в единое творение. По важности режиссёра можно сравнить с дирижёром оркестра, который руководит всем процессом, являясь главным ответственным лицом.
- Актёрский состав. В эту группу входят актёры, исполняющие главные и второстепенные роли, а также массовка и дублёры. Главной задачей этих специалистов является передача чувств, эмоций, слов и действий согласно сценарию и видению режиссёра.
- Операторы-постановщики. Данные специалисты отвечают за визуальное представление будущих кинофильмом, подбор и монтаж освещения, обустройство экспозиций и композиций, организацию спецэффектов. Всё это необходимо для определения идейно-художественной направленности киноленты и создания изобразительной трактовки сценария.
- Монтажёры. Основной функцией этих специалистов является соединение отдельных отснятых видеофайлов в единый материал, а также обработка и создание спецэффектов с помощью компьютерных программ.
- Художники. В эту группу входят концептуалисты, постановщики, художники по декорациям. Их главной задачей является раскадровка, создание эскизов и образов героев киноленты, рисование декораций, разработка дизайна костюмов. Также художники подбирают материалы для костюмов и декораций.
- Исполнительные продюсеры, финансовые директора. Эти специалисты отвечают за обеспечение финансирования фильма, в т. ч. составление сметы, учёт расходов, и пр.
- Специалисты по кастингу. Эти люди нужны для подбора актёрского состава путём организации и проведения проб. В этом процессе они тесно работают с режиссёрами.
Кто пишет сценарий и следит за ним?
Сценарий является базовой историей кинолент, главной идеей фильмов. Его написанием занимаются сценаристы, которые создают письменную версию будущей киноленты. Сюжет фильмов может являться уникальным или писаться на основе известной пьесы, рассказа или романа. Разные сценаристы пишут сценарии по заказу либо по своей инициативе.
Написание сценария является самой творческой работой при съёмке фильма. Даже если сценарист адаптирует существующее произведение, это всё равно является кропотливой работой, которая требует вдохновения.
Какими приёмами и правилами пользуются видеооператоры?
В процессе съёмке фильмов операторы используют определённые правила, которые не позволят зрителю запутаться, потерять нить повествования. Чтобы делать в кадре правильные композиции и акцентировать внимание на нужных объектах, видеооператоры должны знать, как снимают фильмы, учитывать важные правила и использовать эффективные приёмы:
- «Трети»: упрощённый вариант правила «золотого сечения», при котором кадр условно разделяется на равных 9 секций (3 х 3) – в этом случае важные объекты нужно располагать по разделяющим линиям и точкам их пересечений (точки интереса).
- «180 градусов»: во время диалогов в кадре должен появляться один персонаж – не рекомендуется, чтобы камера «залетала» за линию между людьми (между читающим и книгой и т. д.). Это исключит возникновение дискомфорта у зрителей.
- «30 градусов»: в момент смены кадра угол расположения камеры должен меняться минимум на 30 градусов.
- «Голландский угол»: в данном случае кадр наклоняется относительно горизонта (обычно применяется для показа сумасшествия героя, алкогольного опьянения или просто динамики событий на экране);
- L- и J-переходы: в первом случае при смене кадра зрители слышат звуки из предыдущего, а во втором слышны звуки из следующего кадра, тогда как фрагмент видео ещё не закончился.
- Резкие смены кадров: если нужно отобразить на экране серию ключевых моментов какого-либо события, большинство кадров вырезается, а остаются только важнейшие мгновения.
- Параллельный монтаж: этот приём часто используется для отображения нескольких сцен, происходящих в одно и то же время.
- Взгляд персонажа: зрители привязывают к герою фильма определённые эмоции, в зависимости от объектов, на которые он смотрит. Так, если в кадре показывают лицо мужчины и резко тарелку с ризотто, значит он голоден. Если же вместо ризотто будет обнажённая девушка (даже если эпизод с мужским лицом останется неизменным), зритель подумает, что герой сексуально возбуждён, а не голоден.
Существуют и многие другие приёмы, которые знают преимущественно сами видеооператоры.
Какие спецэффекты могут быть?
Современные фильмы богаты на спецэффекты. Если речь идёт об огромных динозаврах, инопланетянах, космических кораблях и других не особо реальных объектах, то они создаются с помощью компьютерных технологий. Но многие моменты до сих пор создаются по старинке, задействуя подручные предметы.
Для создания странных звуков в кадре используют различные ухищрения. Так, при укусе сочных хрустящих овощей (капусты, огурцов, арбуза) создаются звуки, будто зомби поедает плоть человека. При разламывании сельдерея создаётся впечатление о переломе костей и т. д. Для особого и выразительного звучания шагов человека на съёмочных площадках делают участки со специальным покрытием.
Сегодня в кадре зрители часто видят кровь. Естественно, в реальности никто из актёров не страдает для «красивого кадра». При съёмке кино используют специальную субстанцию technicolor blood, которая очень похожа на настоящую кровь человека. Если нужно отобразить на экране, что кровь хлыщет из открытой раны, то к этому месту просто подводится тонкая трубочка, а под одеждой актёров располагают специальный мешочек, на который они нажимают в нужный момент.
Многих людей интересует, как снимают кино с постельными сценами. Для показа деликатных частей тела нередко привлекают дублёров, при этом используются специальные накладки, которые прикрывают самые интимные зоны. Как правило, актёры узнают о постельных сценах заранее и обсуждают все детали с режиссёром.
Важно знать! Во время съёмок постельных сцен присутствует минимум людей, что позволяет актёрам раскрепоститься.
Что такое хромакей, зачем он нужен?
Для создания компьютерных спецэффектов во время съёмок обязательно используется хромакей. Это специальные полотна, которые заменяются на определённый фон или объекты. Например, актёр может просто стоять перед хромакеем в трусах, а после компьютерной обработки в кадре зритель увидит его на белоснежном морском пляже. В качестве цвета полотен выбран зелёный или синий, ведь они реже всех встречаются в тонах кожи людей, что облегчает их обрезку.
Какую технику используют для съёмки фильмов?
Для максимально точной и реалистичной передачи переживаний и эмоций героев кинолент крайне важно использовать профессиональные цифровые камеры, которые можно арендовать в компании ТВТОК. Современные камеры имеют высокие характеристики разрешения и зума, что позволяет создавать эффект присутствия. При продакшне кино используют как статичные, так и специализированные экшн-камеры, которые позволяют качественно снимать движущиеся объекты.
Важно знать! Также существуют камеры водонепроницаемого исполнения, использующиеся для съёмки под ливнем или вообще под водой.
Как озвучивают кино?
На этапе пост-продакшна фильмов в дело вступают саунд-дизайнеры, которые полностью отвечают за озвучку киноленты. Звуковые дорожки фильмов делаются в следующей последовательности:
- Изначально звуки записываются в процессе съёмок. Для этого используются большие микрофоны, обитые специальным поглощающим звуки материалом, которые располагаются максимально близко к героям.
- После съёмок выполняется озвучка, которая предполагает повторное озвучивание актёрами неудачных дублей.
- На следующем этапе создаётся звуковые фоны: шелест листвы, плескание волн, шум автомобиля и пр. Благодаря этому обеспечивается эффект присутствия.
Продвижение и прокат фильмов
За продвижение фильмов или сериалов отвечают линейные продюсеры. Эти специалисты ищут денежные средства и организовывают рекламные кампании, чтобы о киноленте узнало как можно больше людей. Телевидение, интернет, печатные издания – все эти и другие средства массовой информации используются для анонсирования отснятого фильма. Зачастую продюсеры определяют примерную дату, когда состоится премьера киноленты, и с указанного дня картину начинают показывать на больших экранах кинотеатров.
Интересные факты о кинопроизводстве
На площадке используется множество хитростей, львиную долю которых знают только участники съёмочного процесса. Наиболее известное ухищрение – использование хромакея. Но есть и многие другие интересные моменты. Так, в период съёмок члены актёрского состава не пьют алкоголь, не курят, не употребляют наркотические препараты. Если на экране актёр жуёт еду, то зачастую он её выплёвывает, ведь один эпизод может сниматься в несколько дублей.
На экране на заднем фоне часто можно увидеть людей, которые разговаривают между собой. В действительности зачастую они просто проговаривают про себя определённые наборы цифр, ведь при их произношении губы двигаются так, будто человек на самом деле ведёт диалог с собеседником.
Создание фильмов является более сложным и многогранным процессом, чем кажется на первый взгляд. Кинопроизводство требует нестандартных подходов и полной самоотдачи от всех участников съёмочного процесса – только так создаются настоящие шедевры кинематографа.