«Барри Линдон»: сценарий, аутентичность, оптика, влияние живописи на киноленту
«Барри Линдон» является легендарным фильмом режиссёра Стэнли Кубрика, который признан одной из лучших исторических («костюмных») кинолент. Хотя эта работа вышла в свет аж в 1975 году, миллионы людей по всему миру продолжают пересматривать картину, восхищаясь ею вновь и вновь, постоянно открывая что-то новенькое. Это настоящий шедевр мирового кинематографа, который как чёрная дыра затягивает и поглощает внимание зрителей.
Как утверждают любители фильма, посмотрев «Барри Линдона» единожды, вы захотите пересмотреть его ещё не один раз. Так чем же полюбилась зрителям эта кинолента? Команда TVTOK.RU предлагает рассмотреть ключевые моменты данного фильма.
Сценарий, сюжетная линия киноленты
В основе этого легендарного фильма лежит история плутовского романа У. М. Теккерея «Записки Барри Линдона», написанного в 1844 г. Однако многие моменты из литературного первоисточника были опущены Кубриком, а некоторые эпизоды были добавлены. Также в киноленту введён субъективный и эмоциональный закадровый рассказчик. Заявленный жанр – плутовской роман, имеет только первая часть ленты с основными приключениями Барри. Вторая часть, которая описывает семейную жизнь героя, способствует замедлению и без того неторопливого рассказа – в результате «смешная» история превращается в некую греческую трагедию наподобие «Одиссеи».
Интересно знать! Написанием сценария в «Барри Линдону» занимался сам Стэнли Кубрик. Первую версию он творил в течение более трёх месяцев, но во время съёмок фильма в сюжет постоянно вносились различные изменения.
По структуре кинолента включает в себя два акта (главы) со своим подзаголовком. Между главами есть некий антракт, а в завершение картины представлен текстовый эпилог. Благодаря такой структуре Кубрик выражает дань уважения «фирменному стилю» и театральным традициям.
Достижение максимальной аутентичности
Стэнли Кубрик был просто одержим идеей создать киноленту с документальной точностью изображения XVIII века. Именно поэтому режиссёр решил отказаться от павильона и снимать только на реальных локациях. Все детали на экране – от построек до мебели и предметов декора – датировались временем действий в кинофильме.
Найти подходящие локации для съёмок Кубрику помог Кен Рассел – британский режиссёр, снявший на тот момент несколько исторических кинолент.
Чтобы добиться исторической дотошности, художнице по костюмам Милене Канонеро пришлось проделать огромную работу. Во время съёмок было использовано несколько настоящих нарядов былых времён, которые были куплены на аукционах. Ряд костюмов пришлось взять напрокат, но бо́льшую часть одежды героев пошили специально для «Барри Линдона» – на это ушло 18 месяцев.
В XVIII веке электричества не существовало, поэтому Кубрик вместе с оператором Джоном Олкотом решили по максимуму отказаться от осветительного оборудования, отдав предпочтение естественному свету. Такой подход распространялся даже на процесс съёмки вечерних сцен, где единственными источниками света выступали свечи.
Благодаря всем этим моментам аутентичности «Барри Линдон» стал одной из наиболее красивых картин в истории мирового кинематографа.
Использование уникальных камер NASA
Чтобы выполнить новаторскую задачу, Кубрику пришлось заказывать три оптических конструкции с объективами Carl Zeiss Planar, имеющими диафрагму f/0.7. Подобные объективы, являющиеся самыми светосильными в мире, специально создавались в 1966 г. для нужд NASA по программе Apollo – их главной задачей являлись съёмки Луны.
Данная оптика отличалась очень большим фокусным расстоянием, а Кубрик нуждался в широком угле обзора. По этой причине компании Kollmorgen пришлось разработать конвертер, который способствовал уменьшению фокусного расстояния. Также понадобилась модификация старых камер Mitchell BNC, чтобы на них можно было установить уникальные объективы.
Важно! Применение уникальной оптики привело к определённым ограничениям. Так, движения героев на экране пришлось минимизировать, поскольку камеру нужно было оставлять в статичном положении.
Влияние живописи на киноленту
При работе над визуальным оформлением «Барри Линдона» Кубрик неоднократно обращал внимание на живопись эпох рококо и неоклассицизма. Многие эпизоды и цитаты будто взяты с картин Антуана Вато, Джорджа Стабса и Адольфа фон Менцеля. Работы этих и многих других знаменитых художников использовались при создании цветового оформления кадров. Также по этой причине мизансцены характеризуются некой симметрией, равномерным движением или статичностью актёров, при этом в кадрах часто появляется общий пейзажный план.
Благодаря всем этим уникальным решениям Стэнли Кубрику удалось создать невероятно аутентичную атмосферу XVIII столетия, что по достоинству оценили миллионы зрителей по всему миру.