«Кабинет доктора Калигари»: что осталось за кадром или как создавали фильм эры экспрессионизма
«Кабинет доктора Калигари» – известная картина, с которой начинается эра экспрессионизма в Германии. Новое течение, названное «калигаризмом», повлияло на развитие и деятельность театра и кинематографа. Стоит обернуться назад, чтобы разобраться в особенностях съемки, которую проводили в условиях нуара, экономического коллапса и послевоенной разрухи.
«Кабинет доктора Калигари» – от драматургии до антимилитаризма
Картину высоко оценили деятели искусства, театра и кино, назвав ее одной из «поворотных картин» направления и поставив в один ряд с «Золотой лихорадкой», «Сладкой жизнью» и другими фильмами. Картину называли той редкой кинолентой, которая задала основной вектор развития всего кино.
При создании ленты использовали революционные решения и направления. Все они были связаны не столько с творческой мыслью и новаторскими решениями, сколько с экономическим и материальным положением.
Что со сценарием
Работал над сценарием пацифист, мировоззрение которого полностью перевернула необходимость воевать. Свои убеждения новоявленного пацифиста были сформированы и записаны в окопах.
Важно знать! Сценарий был написан всего за 1,5 зимних месяца, которые приходились в период с 1918 по 1919 годы. Это тяжелое время для Германии, когда ей только предстояло собрать силы после поражения в войне.
Фильм-сатира должен был высмеять немецкий милитаризм. Именно такой была задумка Шанса Яновица и Карла Майера. Каждому из сценаристов можно было вспомнить множество страшных моментов, которые преследовали их на войне. Их бывшие солдаты отобразили в сценах жуткой лечебницы очень достоверно.
Яновиц создал образ страшного человека, который безнаказанно бродит в ночном городе и убивает людей. Режиссер и сам однажды ночью встретился с таким «персонажем», который выскочил из-за кустов. Это был хорошо одетый гражданин, который стремительно появился и мгновенно исчез. Позже Яновиц узнал из газет, что на том же месте была обнаружена изнасилованная и убитая девушка.
Съемки в условиях жесточайшей экономии
Снимали картину не более месяца. Длилась работа на стыке двух годов (1919 и 1920). Для работы арендовали студию Lixie-Atelier, которая находилась в пригороде Берлина. Павильоны были очень тесными и маленькими. Все действо происходило на небольшом «пятачке» размером 6 квадратов.
Важно знать! Авторам пришлось постараться, даже вырезать несколько сцен. Под нож пошла погоня с участием лошадей и процессия из цыган.
Для съемки некоторых эпизодов камеру и другое операторское оборудование приходилось выносить за пределы студии. Многие отрывки были сняты с применением новых решений, причем это диктовала не эксцентричность сценаристов, а экономия. Однако некоторые решения только пошли на пользу фильму. Сценаристам и всей съемочной группе все же удалось создать на экране неестественный и болезненный мир.
Декорации вообще в фильме играют не самую важную роль. Весь интерес сконцентрирован на сюжете и отсылке к нездоровому состоянию самой Германии, которой приходилось в условиях разрухи переживать после войны не самые лучшие времена.
Художники киноленты смогли разработать концепцию, при которой в сторону были отставлены вопросы реализма. При оформлении пространства использовали необычные решения, в том числе и в павильоне. Многое было написано просто на холстах, которые развешивали на стенах. Для оформления пространства использовали искусственные пыль и паутину. Именно такое решение сделало свое дело: пространство вокруг было наполнено глубиной, стало трехмерным.
Интересно! Авторы делали акценты на пропорциях привычных вещей (дверей, деревьев, рам), специально искажали перспективу. Современным же кинорежиссерам предложены готовые решения по разумной цене.
Главные источники вдохновения
Источником вдохновения для сценаристов стала не только война. Авторы вдохновлялись работами художников-экспрессионистов и кубистов. В оформлении одежды присутствовали элементы современности и романтизма.
«Кабинет доктора Калигари» становится лучшим доказательством, что кино – это искусство. Оно не всегда будет придерживаться реалистичности или следовать тенденциям. Часто киноленты становятся революционными, поскольку предлагают по-новому взглянуть на привычный мир.