Четвертая стена в фильмах: понятие и история термина, приёмы слома четвертой стены в кино с примерами
Ломание четвертой стены – весьма специфический приём, который нарушает невидимую границу между вымышленным миром и реальностью. Его применяют для различных задач: пояснение сложных моментов повествования, удивление зрителей, получение удачной шутки и т. д. Сам приём слома появился довольно давно, тем не менее сегодня его широко применяют в фильмах и сериалах. Специалисты TVTOK.RU предлагают подробней рассмотреть, что значит четвертая стена, как она разрушается и какие примеры использования подхода в кино можно назвать самыми удачными.
Значение и история термина
Четвёртой стеной (ЧС) называют воображаемую границу между вымышленными персонажами (киношного мира) и зрителями (реального мира). Первоначально данный термин был придуман в театральном искусстве французским философом и драматургом Дени Дидро в XVIII столетии. Понятие было придумано на основе банальной логики: действие спектаклей происходит в окружении «стен» с трёх сторон (тыльной, двух боковых), а со стороны зрителя располагается невидимая четвёртая стена.
Интересно знать! Термин обрёл распространение в XIX-XX веках – его использовали многие легендарные творцы из киноискусства, включая Станиславского.
На удивление ломать четвертую стену начали задолго до появления самого термина. В древнегреческих театрах актёры часто обращались напрямую к зрителям, задавая им разнообразные вопросы. Позднее термин, что означает четвертая стена, а также сам приём её разрушения уже начали применять в других видах искусства: литературе, комиксах, компьютерных играх.
В киноискусстве ломать ЧС начали ещё при создании немых фильмов. Первым ярким примером использования приёма стала сцена фильма «Воры и охотники» 1930 года, созданного братьями Маркс. А шутить со зрителями очень любил легендарный Чарли Чаплин.
Суть и плюсы ломки ЧС
Ключевой эффект, достигаемый благодаря разрушению четвертой стены – вовлечь зрителей в события, происходящие на экране. Благодаря такому приёму публика чувствует себя участником истории, начинает сильнее переживать за героев. Кроме того, ломка ЧС позволяет добиться и других важных целей.
Пояснение от персонажа
Самым прямым способом использования приёма является пояснение зрителю некоторых нюансов сюжета, внутренних мыслей главных героев, их мотивации или отношения к происходящим событиям. Ярким примером такого применения считается сериал «Дрянь». Героине приходится быть совершенно не тем человеком, которым она есть на самом деле, и когда она разрушает четвёртую стену, обращаясь к зрителю, то поясняет свои мысли и чувства.
Важно знать! Передача мыслей персонажем с экрана без закадрового голоса создаёт ощущение, будто между героем и зрителями происходит интимный задушевный разговор.
Создание шутки
Для подчёркивания шуток четвертую стену в кино часто ломали в комедиях 1980-90-х годов. Среди примеров можно выделить «Большого Лебовски», «Феррис Бюллер берет выходной». Такую задачу часто реализовывали в многочисленных детских мультсериалах ХХ столетия (Багз Банни, Микки Маус, пёс Друппи и пр.). Среди героев российских мультфильмов четвёртую стену часто ломали смешарики и Конь Юлий из «Трёх Богатырей».
Приём для создания шутки часто используется в ситкомах – в таких случаях обычно осуществляется псевдо разрушение ЧС. К примеру, в сериале «Клиника» есть сцена, где персонаж смотрит прямо с экрана и задаёт вопрос касательно своего костюмчика. Сначала кажется, будто герой спрашивает мнения у зрителей, но через мгновение становится понятно, что вопрос был адресован портному.
Создание напряжения
Всегда, когда ломается четвертая стена, зритель сначала сталкивается с удивлением и дискомфортом. По этой причине при создании триллеров и хорроров данный приём нередко используется с целью навести на публику страх. Создание максимального напряжения происходит в момент, когда зрители не понимают, чем вызван взгляд персонажа в камеру.
Интересно знать! Ломка ЧС для создания напряжения была осуществлена в фильмах «Психо», «Заводной апельсин», «Сияние».
Обратным примером этой цели является «Молчание ягнят». Главный персонаж, роль которого исполнил Энтони Хопкинс, часто смотрел в камеру, посредством чего было показано наблюдение за другой героиней – Клариссой Старлинг. Зритель привыкает к такому приёму, из-за чего начинает забывать о разрушении четвёртой стены.
Сложности применения приёма
Сломать четвертую стену очень легко, что позволяет добиться нужного эффекта. Однако с использованием данного приёма можно сильно переборщить, из-за чего зритель перестаёт верить героям на экране, и вернуть это доверие в рамках одного фильма невероятно трудно. Всё дело в том, что каждый раз после разрушения ЧС сценарист напоминает зрителям, что всё происходящее является ненастоящим.
Важно знать! Здесь заключается главный парадокс четвёртой стены: при грамотной ломке удаётся стереть границу между вымышленным и реальным миром, что сделает восприятие событий на экране более острым. Но стоит допустить пару простых ошибок, и вся целостность кинокартины сразу разрушается.
Ещё одной проблемой использования приёма является приостановка основного действия. Если герои ломают ЧС для пояснения или шутки с периодичностью 5 минут, это быстро надоедает зрителю, ведь ему сложнее проследить за основной линией сюжета.
Главные способы ломки четвёртой стены
Есть несколько примеров, как можно удачно разрушить четвертую стену в фильме:
- Обращение к зрителю. Взгляд персонажа прямо в камеру – это классический способ разрушения ЧС. Такой подход может предполагать два варианта: герои понимают, что являются выдуманными персонажами, либо непроизвольный (неосознанный) слом четвёртой стены. Примером первого случая являются кадры из фильма «Дедпул», где главный герой знает, что является лишь киношным персонажем, вследствие чего он постоянно шутит со зрителями, насмехаясь над происходящими на экране событиями. При неосознанном сломе персонажи смотрят в камеру, словно разговаривают сами с собой, не догадываясь, что находятся в выдуманных киношных событиях. Ярким примером такого использования является «Карточный домик», «Рик и Морти».
- Закадровый голос. Само по себе присутствие стороннего рассказчика не особо влияет на публику, поэтому слом ЧС обязательно происходит с обращением закадрового голоса к самому герою. Благодаря такому подходу персонаж, слышащий слова извне, будто получает фразу от зрителя, и реагирует на неё. Пример такого использования – «Джордж из джунглей» (1997 г. с участием Брендана Фрейзера), «Бесконечная история» (персонажи из книги, которую читал главный герой, начинают разговаривать о нём самом).
- Реальные герои среди вымышленных. В данном случае на экране реальные люди одновременно присутствуют с выдуманными персонажами. Вспомните кинокартину «Космический Джем», где именитые баскетболисты из реального мира взаимодействуют с вымышленными героями из мультипликационных фильмов. «Симпсоны» и «Грифины» также имеют данные приёмы в виде «бэкстейджей» – в таких эпизодах герои словно рассказывают процесс съёмки их шоу.
Если вы хотите сломать четвёртую стену, создавая настоящий крутой фильм или короткометражный ролик, вам не обойтись без хорошей камеры, которая позволяла бы чётко снимать героев с близкого расстояния. На сайте TVTOK.RU вы можете купить или арендовать качественную операторскую технику по наиболее приятной цене. Также в нашем каталоге вы сможете найти разнообразные декорации и костюмы, хорошее осветительное оборудование для съёмок видео любого назначения.